Крылова Н.Б. Культурные смыслы образования. 4. Право на свободное образование

Сво­бо­да: её цен­ность и смыслы.

 

Сво­бо­да в обра­зо­ва­нии ещё для мно­гих оста­ёт­ся цен­но­стью «в себе», она ещё до кон­ца не осо­зна­на. Понять и при­нять спо­соб её обес­пе­че­ния и орга­ни­за­ции могут толь­ко те педа­го­ги, кото­рые реаль­но, а не на сло­вах, стро­ят свою дея­тель­ность на гума­ни­сти­че­ских и демо­кра­ти­че­ских нормах:

  • веры в при­род­ные задат­ки, спо­соб­но­сти и буду­щее ребёнка/подростка;
  • дове­рия к его ини­ци­а­ти­ве, здра­во­му смыс­лу и потреб­но­сти самовыражения;
  • ува­же­ния к его личности;
  • при­зна­ния рав­но­пра­вия ребён­ка и взрослого;
  • при­зна­ния прав ребён­ка на сво­бо­ду выбо­ра и дей­ствия; на уча­стие в при­ня­тии реше­ний в орга­ни­за­ции образования;
  • при­ня­тия ребён­ка таким, какой он есть (его инте­ре­сов, взгля­дов, позиции);
  • пони­ма­ния его индивидуальности;
  • под­держ­ки его само­опре­де­ле­ния, само­раз­ви­тия и самореализации;
  • вос­при­я­тия ребён­ка и себя, педа­го­га, в кон­тек­сте обще­ния, вза­и­мо­дей­ствия и сотрудничества;
  • оцен­ки себя как парт­нё­ра, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го усло­вия для обра­зо­ва­ния ребён­ка без при­нуж­де­ния, пря­мо­го либо кос­вен­но­го воздействия

Загру­зи­те пол­ный текст этой ста­тьи в фор­ма­те PDF.

Впер­вые опуб­ли­ко­ва­но: Кры­ло­ва Н.Б., Алек­сан­дро­ва Е.А. Очер­ки пони­ма­ю­щей педа­го­ги­ки. М.: Народ­ное обра­зо­ва­ние, 2003

Comments are disabled for this post