А.А.Остапенко. Настоящесть событий и «понарошечность» мероприятий в воспитании.

Субъ­ек­тив­ное вре­мя чело­ве­ка нам все­гда было инте­рес­но как ком­по­нент его субъ­ек­тив­ной реаль­но­сти, а субъ­ек­тив­ная реаль­ность инте­рес­на в про­цес­се её ста­нов­ле­ния, ибо этот про­цесс и есть суть про­цесс педа­го­ги­че­ский, суть про­цесс вос­пи­та­ния (в смыс­ле К.Д.Ушинского). Вос­пи­та­тель­ный про­цесс вос=становления пол­но­цен­но­сти (пол­но-цель­но­сти) чело­ве­ка – про­цесс вре­мен­ной, дли­тель­ный, для­щий­ся, не одно­мо­мент­ный, не мгно­вен­ный, не точеч­ный, ибо «чело­век дол­жен делать своё вре­мя», а не вре­мя долж­но ста­но­вит­ся его хозя­и­ном. Раз­бе­рём­ся подроб­нее в этом тези­се, одно­вре­мен­но ста­вя зада­чу раз­ве­сти поня­тия «вос­пи­та­ние собы­ти­я­ми» и «вос­пи­та­ние меро­при­я­ти­я­ми». Для это­го вос­поль­зу­ем­ся поня­ти­ем хронотопа.

В науч­ный обо­рот поня­тие «хро­но­топ» не без воз­дей­ствия идей Г.Минковского и А.Эйнштейна в 1925 г. ввёл А.А.Ухтомский. «С точ­ки зре­ния хро­но­то­па суще­ству­ют уже не отвле­чен­ные точ­ки, но живые и неиз­гла­ди­мые из бытия собы­тия; те зави­си­мо­сти (функ­ции), в кото­рых мы выра­жа­ем зако­ны бытия, уже не отвле­чен­ные кри­вые линии в про­стран­стве, а “миро­вые линии”, кото­ры­ми свя­зы­ва­ют­ся дав­но про­шед­шие собы­тия с собы­ти­я­ми дан­но­го мгно­ве­ния, а через них – с собы­ти­я­ми исче­за­ю­ще­го вда­ли будущего».

Загру­зи­те пол­ный текст ста­тьи в фор­ма­те PDF.

Comments are disabled for this post