В последние годы педагогам удалось доказать и показать высокую эффективность свободного учебного пространства. В открытых студиях и мастерских парк-школы каждый ученик может реально отыскать себе свое живое дело, не соперничая с другими, а помогая им. Но такая школа сотрудничества подрывает главную приманку класс-школы — тот самый обман, так легко «возвышающий» нас над другими при помощи выдаваемых по чужой воле оценок, зачетов, званий, аттестатов и дипломов. Вместе с высокими идеями просвещения этот мощный аппарат привилегий заставляет нас не замечать перерождения все более многолетней и массовой школы из питомника наемной рабсилы в отстойник опасных для общества сил.
Почему же не удается провести давно назревшую либеральную реформу всей системы образования? Все усилия в этом плане неизбежно вырождаются в пустые декларации под давлением страха: если дети плохо ведут себя под надзором учителя в замкнутом пространстве класса, то что они будут делать в сводном пространстве открытой студии? Именно в погоне за мифичным «порядком» в образовании мы пытаемся как-то подправить столь явный обман авторитарно-силовой техники обучения в класс-школе. Эта книга поможет развеять эти опасения.
Она организует основные претензии к порокам класс-школы в эпицентры аргументов, размышлений, фактов и рекомендаций.
Построить последовательность анализа нам помогают взаимосвязанные темы, в которых объединены острые проблемы современного образования и альтернативы его развития:
• как школа попала в капкан стандартной, классно-урочной техники?
• почему утвердилось предметное содержание класс-школьного обучения?
• почему нужно менять весь школьный строй, а не методы обучения?
• как вывести школу из публичного права в частное?
• какая системная реформа школьного строя нужна гражданскому обществу?
• чем отличается этика класс-школы от этики парк-школы и открытых студий?
• как организовать свободную студию?
• как вывести школу на волю и как ей жить на воле?
Эта книга — и поиски ответов на эти вопросы, отчасти совместно с читателем; и критический анализ образования философами, учеными и педагогами; и альтернативные идеи о путях его развития, уже претворяемые на практике.
Загрузите полный текст книги М.А.Балабана «Школа-парк» в формате PDF.
Comments are disabled for this post